cheapest yeezy tubular doom shoes yeezy 350 for sale yeezy sply 350 yeezy 350 shoes cheapest yeezy tubular doom shoes yeezy 350 for sale yeezy sply 350 yeezy 350 shoes cheapest yeezy tubular doom shoes yeezy 350 for sale yeezy sply 350 yeezy 350 shoes cheapest yeezy tubular doom shoes yeezy 350 for sale yeezy sply 350 yeezy 350 shoes

 АО ЦНИИ ЭИСУ - Уроки двойного назначения
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ИНФОРМАТИКИ И СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ»

18.06.2015

В. В. Пименов. «Государственная оборонно-промышленная политика России (1992–2012 годы)». Монография в двух томах. М., издательская группа «Граница», 2014.

Обеспечение национальной безопасности и обороноспособности России после распада Советского Союза являлось первостепенным вопросом государственной политики. Смена политического курса и экономического базиса при переходе от плановой централизованной и административной системы к рыночным условиям вызвала необходимость обновления всей системы военного строительства.

Как отмечает автор, с конца 80-х – начала 90-х годов в оборонных отраслях промышленности разрабатывались два варианта такого перехода, основанных на концепции разгосударствления и приватизации. Авторами одного варианта – радикального – были представители НИИ экономики авиационной промышленности. Инициаторами второго – умеренного – выступили представители ЦНИИ экономики и управления Министерства оборонной промышленности (нынешнего АО «ЦНИИ ЭИСУ»), к которым относился и автор данной монографии. Основное различие указанных вариантов состояло в том, что первым отстаивались либеральные методы управления в ОПК с ускоренной приватизацией предприятий и передачей государственных функций вновь формируемым на базе бывших оборонных министерств корпорациям. Сторонники второго предлагали постепенное вхождение оборонного комплекса в рыночные отношения – по мере создания законодательной и нормативной базы, регламентирующей основные методы и способы государственной поддержки оборонных отраслей, сохранения их научно-технического и производственно-технологического потенциала. Ни один из вариантов советское правительство так и не успело рассмотреть в полной мере, и в 1992 год российский ОПК вошел, не имея четкой концепции.

Волей обстоятельств ЦНИИ ЭИСУ стал одним из институтов ОПК и на протяжении многих лет оставался головной организацией по разработке основ реформирования и развития ОПК и ряда федеральных целевых программ. Итогом комплексных исследований, проводимых в институте под научным руководством автора и при его непосредственном участии, становилась новая государственная оборонно-промышленная политика. Она не ограничивалась только мерами по реформированию внешнего структурного облика ОПК и его внутренней перестройкой. Автором сформулирован целый комплекс методологических ключевых базисных положений, определивших основное содержание и целевую направленность оборонно-промышленной политики. Назовем часть из них: ОПК – единая целостная система, подход к его реформированию и развитию должен быть соответствующим; двойственность ОПК как объекта оборонно-промышленной политики; место и роль ОПК в экономике; управление ОПК, включая региональную составляющую – основные базисные компоненты; информационное обеспечение – системообразующий элемент.

Одним из базисных положений политики является приоритет развития оборонно-промышленного потенциала. Автор подчеркивает, что сложившаяся практика оценки ОПК по темпам экономического роста скрывала истинную картину «роста без развития». Длительный период именно такого положения в ОПК в течение 2001–2010 годов стал возможен за счет начавшегося существенного увеличения объемов государственного оборонного заказа, в то время как темпы обновления основных производственных фондов оставались на уровне двух-трех процентов в год, что предопределяло инновационное отставание и медленное оснащение Вооруженных Сил современными ВВТ.

Эта проблема получила решение лишь в 2011 году с принятием Государственной программы вооружения – ГПВ-2020, в которой три триллиона рублей выделены целевым образом на техническое перевооружение производственно-технологической базы ОПК. Хотя теоретические и методологические наработки в сфере оборонно-промышленной политики получили реальное практическое воплощение в системообразующих интегрированных структурах и образовании компактного «ядра оборонно-промышленного потенциала» в виде сводного реестра ОПК.

Еще в 2001-м на созданной к тому моменту научно-методологической базе были впервые приняты «Основы политики РФ в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». По опыту вооруженного конфликта августа 2008 года (в ходе которого проявилась слабая оснащенность войск в системе связи) и вследствие мирового финансового кризиса перед ОПК были поставлены стратегические задачи по дальнейшему укреплению научно-технического потенциала. Начался новый этап с упором на глубокую технологическую модернизацию его производственной базы, способствующую решению программных задач ГПВ-2020. Появились реальные предпосылки для инновационного прорыва и смены парадигмы развития ОПК в ближайшей перспективе. Вместе с тем опыт столь глубокого реформирования позволяет извлечь ряд уроков.

Урок первый. Локальные решения множества проблем, сопровождающих такую сложную производственно-технологическую и организационно-экономическую систему без учета присущей ей двойственности и без целостного понимания роли и места ОПК в экономике страны и в системе военного строительства, не обеспечивают должной безопасности. Так было с конверсией, которую проводили в ОПК в 90-е годы без оглядки на сохранение оборонно-промышленного потенциала, в результате чего оказалось утрачено свыше трехсот высоких технологий, в том числе двойного назначения.

Урок второй. Длительная структурная перестройка ОПК с созданием интегрированных структур-монополистов приводит к росту цен на продукцию военного назначения. Эта проблема сохранялась на протяжении 20 лет, пока формирование и исполнение гособоронзаказа не было вписано в систему стратегического планирования, позволяющего гибко подходить к формированию цен в зависимости от типа контракта.

Урок третий. Одним из узких мест в практике использования создаваемых в ОПК технологий двойного назначения является их трансфер в другие отрасли. Слабость переноса технологий из военного сектора в гражданский (об обратном трансфере в России речь пока не идет) приводит к тому, что ОПК становится производственной площадкой, на которой создается около 70 процентов всей наукоемкой продукции.

Здесь остается целый ряд проблем, без решения которых невозможно повысить эффективность инновационной деятельности в стране. Необходимо создание механизма, стимулирующего рождение перспективных идей и новейших разработок на уровне последних технологических укладов в интересах обороны и безопасности. Гражданские отрасли должны быть мотивированы на использование высоких технологий двойного назначения для производства конкурентоспособной продукции, востребованной на внутреннем и мировом рынках. В крупных интегрированных структурах ОПК требуется сформировать рыночную инновационную инфраструктуру в виде малых предприятий, венчурных компаний, способных при значительных рисках в кратчайшие сроки использовать результаты интеллектуальной деятельности и обеспечить их коммерциализацию.

Этому должен способствовать созданный в 2012 году Фонд перспективных исследований. Он призван заняться поиском инноваций, в первую очередь в сфере военных технологий, в интересах создания перспективных видов ВВТ. В то же время не следует исключать возможности использования этих технологий в мирных целях с доведением их до внедрения и создания готового конкурентоспособного продукта. Автор подчеркивает, что расширить это взаимное влияние оборонных и гражданских технологий – одна из важнейших предпосылок решения задачи импортозамещения.

Эта проблема (урок четвертый) обострилась в санкционный период. Однако для ОПК она не является новой. Такие программы, как показывает автор, начали разрабатываться с начала 90-х. Однако импортозамещение, даже если иметь в виду только ПВН, не исчерпывается потенциалом самого ОПК.

Сергей Викулов, президент Академии проблем военной экономики и финансов

Опубликовано в выпуске № 22 (588) за 17 июня 2015 года

 
Права на данный материал принадлежат Военно-промышленный курьер
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
Статья ВПК

Россия, 123104, г. Москва

ул. Малая Бронная, 2/7, стр. 1

 

E-mail: cniieisu@cniieisu.ru

Телефон: 8 (495) 539-22-49

Факс: 8 (495) 539-22-50

 

Техническая поддержка АО "ЦНИИ ЭИСУ"

Телефоны: 8 (800) 550-45-06, 8 (495) 539-22-47

Факс: 8 (495) 539-22-38

E-mail: sto@cniieisu.ru

 

Задать вопрос

шестнадцать плюс 10 = 
Яндекс.Метрика
АО "ЦНИИ ЭИСУ" © 2016
Viagra Super Active Viagra Generisk Cialis Gel Generisk Levitra cialis pris Kamagra Gel Viagra Soft kamagra oral jelly cialis generisk viagra online viagra online Generisk Viagra

yeezytrainer superstar shoes yeezy nmd yeezy 350 boost for sale yeezy boost shoes yeezytrainer superstar shoes yeezy nmd yeezy 350 boost for sale yeezy boost shoes yeezytrainer superstar shoes yeezy nmd yeezy 350 boost for sale yeezy boost shoes yeezytrainer superstar shoes yeezy nmd yeezy 350 boost for sale yeezy boost shoes

cheapest yeezy tubular doom shoes yeezy 350 for sale yeezy sply 350 yeezy 350 shoes cheapest yeezy tubular doom shoes yeezy 350 for sale yeezy sply 350 yeezy 350 shoes cheapest yeezy tubular doom shoes yeezy 350 for sale yeezy sply 350 yeezy 350 shoes cheapest yeezy tubular doom shoes yeezy 350 for sale yeezy sply 350 yeezy 350 shoes