В рамках обновления имиджа АО «ЦНИИ ЭИСУ» в тестовом режиме работает новый сайт компании. Попробовать!
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ИНФОРМАТИКИ И СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ»

17.06.2015

В конце мая в городе Иннополис, который называют российской силиконовой долиной прошла Четвертая конференция «Информационные технологии на службе оборонно-промышленного комплекса».

Целью конференции стала выработка системного подхода к реализации стратегии автоматизации при создании и совершенствовании систем управления в сфере ОПК.

ЦНИИ ЭИСУ принял активное участие в конференции, модерируя три секции программы, в работе секций приняли участие Генеральный директор Института Дмитрий Александрович Кожанов, коммерческий директор Дмитрий Юрьевич Петров, руководителями ведущих департаментов Института были сделаны содержательные доклады.

В конференции приняли участие около 1,1 тыс. экспертов в области ОПК и разработок программного обеспечения, информационных технологий, производители и поставщики оборудования, руководители промышленных корпораций.

Ключевой темой обсуждений стали вопросы, связанные с решением задачи импортозамещения в области ИТ, механизмами привлечения инвестиций в сегмент разработки программных продуктов по заказу ОПК.

Свой вклад в импортозамещение и информационное обеспечение предприятий ОПК вносит и наш Институт.

В рамках секции «Системы управления предприятиями ОПК», модератором которой выступил заместитель директора департамента Института Серов Дмитрий Владимирович, были представлены доклады, посвященные актуальным проблемам и разработкам в области автоматизации управления предприятиями ОПК.

Доклад Серова Д.В. был посвящен одной из самых актуальных разработок Института - системе ресурсного обеспечения вооруженных сил РФ. В нем подробно рассматривались вопросы функциональной и организационной архитектуры автоматизированного решения. Данная система позволяет эффективно в автоматизированном режиме управлять имуществом, персоналом, финансовым и материально-техническим обеспечением, использовать централизованную нормативно-справочную информацию, оперативно получать аналитическую отчетность. Представленная система может быть адаптирована и внедрена как в любом органе исполнительной власти РФ, так и предприятиях различного профиля.

Доклад Басалаева Андрея Викторовича, Директора Центра обеспечения управления полным жизненным циклом вооружения и военной специальной техники АО «ЦНИИ ЭИСУ» освещал вопросы информационной поддержки стратегического управления корпорацией на основе данных управления полным жизненным циклом изделий.

            Внедрение Системы управления полным жизненным циклом связано со значительным увеличением объема и расширением смыслового содержания информации, подлежащей учету и анализу в процессе принятия управленческих решений. Объемы и разнообразие этой информации нарастают по мере консолидации на следующих (более высоких) уровнях управления. Адекватная обработка такой информации на уровне управления корпорацией невозможна без использования подходов стратегического управления портфелем проектов полного жизненного цикла.

Предложен подход на базе компьютерного моделирования развития стратегических показателей. Существенным достоинством предлагаемого подхода является автоматизированная разработка долгосрочного плана развития и автоматически формируемая декомпозиция планов достижения стратегических показателей на оперативные, среднесрочные и долгосрочные планы финансирования проектов полного жизненного цикла конкретных изделий с детализацией по этапам жизненного цикла.

Модератором секции "Информационная безопасность" выступил Директор Центра общих технологий Ефанов Дмитрий Валерьевич.

Его доклад был посвящен разработке базовой программной платформы для предприятий ОПК на базе имеющегося научно-технического задела АО "ОПК" и программных продуктов, созданных Институтом.

Необходимость определения и формирования базовой программной платформы (БПП) определяется проведением единой научно-технической политики в современных условиях технологического перевооружения и разумного импортозамещения.

БПП должна не зависеть от предметной области, и предоставлять необходимый набор сервисов и средств разработки для построения на её основе информационных систем различного назначения.

Ключевое свойство БПП — доверенность, т. е. возможность развития и производства программных продуктов, составляющих платформу, на территории России без каких-либо ограничений, а также выполнение требований по информационной безопасности в зависимости от области применения. Реализация этого свойства должна быть экономически оправданной.

Организационной основой БПП являются центры компетенций по разработке и поддержке внедрения продуктов, которые позволяют концентрировать компетенции, осуществлять обмен опытом и выстраивать кооперационные связи. При этом, исключаются дублирование разработок и ненужная конкуренция между оборонными предприятиями, что позволяет, в конечном итоге, более рационально расходовать людские, временные и финансовые ресурсы.

В рамках АО «ОПК» сосредоточены предприятия, обладающие многолетним опытом разработки аппаратных платформ, операционных систем и другого общего ПО — это АО «ЦНИИ ЭИСУ» и ИНЭУМ.

В АО «ЦНИИ ЭИСУ» в рамках ряда ОКР Минобороны, ФСБ и др. была разработана линейка программных продуктов, включая операционные системы семейства «Заря», СУБД «Заря» и др. Эти продукты сертифицированы в системах Минобороны, ФСБ и ФСТЭК. В качестве аппаратных платформ используются как привычная x86, так и серверная платформа IBM POWER, а также мэйнфреймы IBM серии z. В ближайших планах — российские «Эльбрус» и «Байкал».

Данные продукты могут составить основу БПП для применения в ОПК России.

В целом, все поднимаемые на конференции вопросы, носили практический характер, работа прошла в дискуссионном формате. Сформирован пакет решений и предложений, а опыт проведения секции " Системы управления предприятиями ОПК" признан очень успешным, рекомендовано включать данную секцию в последующие мероприятия ОПК.

Были выработаны важные решения и предложения:

1. В рамках целевого подхода к импортозамещению, рекомендуется создание субсидируемой кооперации ведущих предприятий ОПК, отечественных разработчиков ПО, Министерства информатизации и массовых коммуникаций, Министерства промышленности и торговли в целях создания комплекса информационных систем управления жизненного циклом сложных изделий, включающего системы автоматизированного проектирования, геометрического 3D-моделирования, средства автоматизации инженерных расчетов и анализа, технологической подготовки производства.

2. Рекомендовать российским разработчикам использовать интеллектуальный потенциал и разумную кооперацию инженерных эко-систем ИТ-парков.

3. Руководителям ИТ-служб предприятий ОПК принятие решений о внедрении/развитии Систем Управления Предприятием выполнять с учетом отраслевого плана импортозамещения по приказу 96 от 01.04.2015 Министерства информатизации и массовых коммуникаций, в соответствии с дорожной картой развития ИТ Министерства промышленности и торговли РФ.

4. В тех сегментах информационных технологий, где уже присутствует здоровая конкуренция между отечественными продуктами, например ERP, не видится целесообразным применять методы прямой государственной поддержки. Продукты должны эволюционировать в конкурентной среде. Косвенная поддержка должна заключаться в определении перечня отечественного ПО, рекомендуемого к государственным закупкам. Данный подход позволит российским разработчикам развивать свою продукцию за счет дополнительного оборота по государственным контрактам.

5. Необходимо создание государственного агрегатора ИТ-компаний малого бизнеса, способного продвигать их ИТ-решения на площадке предприятий ОПК, помогать и датировать сертификацию и патентование разрабатываемого ПО. Естественно, что данный агрегатор должен обладать правом на участие в интеллектуальной собственности продвигаемой им продукцию.

6. С учетом постоянной модернизации ИТ-инструментов, рекомендуется особое внимание руководителей предприятий ОПК и профильных ВУЗов посвятить постоянной актуализации образовательных программ, работая в жесткой кооперации. В рамках кооперации проводить мероприятия, направленные на повышение привлекательности предприятий для выпускников ВУЗов.

7. Предлагать создание альянсов российских разработчиков тиражного ПО и стартап-резидентов ИТ-парков.

8. При формировании себестоимости в рамках ГОЗ необходимо разрабатывать актуальные нормативы на включение в калькуляцию затрат на IT, для различных направлений деятельности предприятий ОПК.

9. Рекомендовать отечественным разработчикам программного обеспечения переходить на формат «дружелюбного» интерфейса, соответствующего тенденциям времени, что впоследствии станет одним из важнейших конкурентных преимуществ на российском и зарубежном рынке.

Первый Заместитель генерального директора Солодухин Константин Юрьевич выступил модератором секции " ИКТ-инфраструктура для предприятий ОПК".

Как было отмечено по результатам аналогичной конференции в 2014 г. и как подтверждает обсуждение на нынешней конференции, в области инфраструктурных решений на предприятиях ОПК активно продолжаются процессы по реализации проектов развития (в том числе и за счет ФЦП) корпоративных информационных систем, сетей передачи данных, центров обработки и хранения данных и систем их защиты.

Доля отечественных производителей в функционирующих инфраструктурах по-прежнему низка и если год назад основными вендорами оборудования являлись Cisco, HP и IBM, то после введения санкций и появившихся дополнительных рисках при использовании оборудования западных производителей, наблюдается переход на производителей оборудования из Китая, в первую очередь, Huawei.

Основными направлениями развития информационно-коммуникационных инфраструктур на предприятиях ОПК и в интегрированных структурах ОПК по-прежнему являются:

1. Создание защищенных корпоративных информационных систем;

2. Создание сетей передачи данных с использованием перспективных сетевых архитектур (NFV), в т.ч. с использованием отечественных разработок в данной области;

создание корпоративных облачных ЦОД;

3. использование технологий виртуализации как серверных платформ, так и конечных АРМ.

Проблемы

  1. Отсутствие популяризации отечественных разработок в области телекоммуникационного оборудования, слабая поддержка российских производителей со стороны государства;
  2. Разрозненность и неоднородность технических решений, применяемых в интегрированных структурах и предприятиях ОПК;
  3. Отсутствие унифицированных технологий и стандартов на построение инфраструктурных решений;
  4. Отсутствие информационного пространства по обмену опытом. Опыт предприятий ОПК, уже реализовавших успешно инфраструктурные проекты, практически не используется и не тиражируется;
  5. Отсутствие единой современной системы объединённых коммуникаций в сфере ОПК (аналога Cisco UC и Avaya Aura).

Предложения

1. Активизировать работу по ратификации и вводу в действие Концепции развития ИТ в ОПК, находящуюся на согласовании в Правительстве РФ.

Минпромторгу и Минкомсвязи России:

2. активизировать процесс формирования реальной Дорожной карты по созданию отечественных конкурентоспособных ТКО и ВТ, в том числе сетевого коммуникационного и серверного оборудования, операционных систем и систем управления инфо-коммуникационными системами, которая могла бы стать плановым ориентиром для предприятий ОПК на пути создания и развития своих корпоративных информационных и коммуникационных инфраструктур. Обеспечить в целях реализации указанной Дорожной карты формирование новых (при необходимости) и корректировке текущих государственных программ и ФЦП;

3. инициировать разработку и ввод в действие нормативных правовых актов в области приоритетного использования отечественного ТКО и ВТ при осуществлении закупок товаров, работ и услуг в рамках ФЗ №44 и ФЗ №223, акцентировав при этом особое внимание на приоритизацию отечественного ТКО и ВТ при создании (развитии) информационно-коммуникационных инфраструктур критически важных для национальной безопасности РФ объектов и государственных информационных систем;

4. рассмотреть вопрос и выступить с инициативой создания федерального испытательного центра ТКО и ВТ, например, на базе РАН с целью формирования объективной базы данных и знаний о производимом в мире ТКО и ВТ, позволяющих, в том числе, производить сравнительный анализ между зарубежной и отечественной продукцией ТКО и ВТ;

5. совместно с ФСБ и Минобороны России разработать методические и регламентирующие документы, определяющие техническую политику в области системно-технических решений по обеспечению безопасности корпоративных информационно-коммуникационных инфраструктурных систем предприятий ОПК, включая рекомендации по применению программно-аппаратных средств обеспечения ИБ и управления СОИБ.

6. ФПИ, Минпромторгу, Минкомсвязи, Правительству Татарстана рекомендовать инициировать проект по созданию сети защищенных облачных центров обработки данных на базе отечественных технологий (вычислительные мощности на базе процессоров российского производства, СХД, ТКО российских производителей) с целью переноса в него вычислительных мощностей с предприятий и сокращение издержек ОПК на строительство ЦОД отдельно взятых предприятий;

7. ФПИ, Минпромторгу, Минкомсвязи рекомендовать инициировать проект по созданию единой современной системы объединённых коммуникаций в сфере ОПК с использованием отечественных разработок.

Россия, 123104, г. Москва

ул. Малая Бронная, 2/7, стр. 1

 

E-mail: cniieisu@cniieisu.ru

Телефон: 8 (495) 539-22-49

Факс: 8 (495) 539-22-50

 

Техническая поддержка АО "ЦНИИ ЭИСУ"

Телефоны: 8 (800) 550-45-06, 8 (495) 539-22-47

Факс: 8 (495) 539-22-38

E-mail: sto@cniieisu.ru

 
АО "ЦНИИ ЭИСУ" © 2017