Инновационные решения в области лицензированной разработки, производства и внедрения цифровых информационных систем

Листайте вниз

Инновационные решения в области лицензированной разработки, производства и внедрения цифровых информационных систем ЦНИИ ЭИСУ
Дата 1969 Образования
Динамично 48 лет Развиваемся
Самые масштабные IT-проекты МО РФ
Более 1000 Профессионалов
Более 1 000 000 Пользователей
Акционерное общество
«Центральный научно-исследовательский институт экономики, информатики и систем управления»
Головное предприятие АО «ОПК» в составе Госкорпорации Ростех в области военно-экономических исследований и работ по проектированию и построению информационных технологий военного и двойного назначения
Ключевые новости

Ключевые новости

Проекты
Базовые технологии
Семейство операционных систем: Заря, Рассвет, Заря-ЦОД, Аврора
Семейство СУБД: Заря, Рассвет, Аврора
Рабочее окружение: гарантированный обмен данными, резервное копирование, IP видеосвязь, селекторные видео-совещания, удаленные рабочие столы, оптическое распознавание текста
 
Средства платформы позволяют создать защищенную, масштабируемую, высокопроизводительную среду для функционирования различных отечественных и зарубежных приложений.
Картинка в модуле на главной (тело)
Цифровая IT-фабрика

ИТ-фабрика – это территориально-распределенный стенд с настроенным комплексом современных программ-инструментов, реализующих индустриальный подход к производству современного высокотехнологичного ПО.

Организация распределенной разработки не потребует от исполнителя закупки серверного оборудования, специализированного программного обеспечения. Сборка, отладка, тестирование автоматизированы, осуществляются в режиме онлайн с возможностью мнгновенного просмотра результатов.

Картинка в модуле на главной (тело)
ERP-системы
Программные решения, предназначенные для эффективного управления стратегически важными для организации ресурсами и бизнес-процессами.
 
Мы создаем и адаптируем наши решения для Министерства обороны, федеральных органов исполнительной власти, государственных компаний/корпораций.
Картинка в модуле на главной (тело)
Интеграционная система

Программный комплекс реализует уникальную технологию DDM (Distriduted data management - распределённое управление данными).

Данная технология предназначена для создания, обеспечения функционирования и развития АСУ с единой распределенной базой данных (ЕРБД) в сетецентрическом пространстве.

Благодаря технологии DDM интеграция данных разнородных автоматизированных систем управления осуществляется на основе семантических технологий.

Картинка в модуле на главной (тело)
Цифровой ВУЗ

Программно-аппаратная платформа, предназначенная для внедрения информационно-коммуникационных и инновационных образовательных технологий в деятельность учебных заведений.

Состав платформы:

  • Система управления повседневной деятельностью
  • Система управления учебным процессом
  • Система управления научной работой
  • Система управления образовательным контентом
  • IТ-инфраструктура (ЦОД, аппаратное обеспечение на учебных местах)
Картинка в модуле на главной (тело)
Телекоммуникационные системы

"Мариус" – мониторинг и анализ сетевой инфраструктуры. Получение данных о нагрузке процессора, использования сети, дисковом пространстве, проверка доступности и реакции сервисов SMTP/HTTP.

 "Паутина" – защита от вирусных атак в сетях TCP/IP.

"Центурион" – аппаратно-программный модуль доверенной загрузки (АПМДЗ). Комплект программно-аппаратных средств, устанавливаемый в ПЭВМ и обеспечивающий доверенную загрузку операционной системы, предназначенной для обработки информации, составляющей Государственную тайну. В ОС «Заря», ОС МСВС 3.0 или ОС Windows XP/7 обеспечивается совместная работа программных средств защиты информации и АПМДЗ.

 Мобильные удостоверяющие центры – обеспечивают построения системы удостоверяющих центров подтверждения подлинности электронных документов в стационарных и полевых условиях на основе отечественных криптографических алгоритмов.

Картинка в модуле на главной (тело)
Геоинформационные системы

Система позволяет организовывать хранение геоданных в едином многопользовательском банке данных, с применением технологии многоуровневого доступа к пространственным объектам и информации, в том числе составляющую гостайну, имеющую различные уровни секретности.

Функционирует в защищенных средах ОС «Заря» и ОС «Заря-ЦОД» аппаратной платформы x86-64 и использует для своей работы защищенную СУБД «Заря».

Картинка в модуле на главной (тело)
Услуги

Сертификация средств защиты информации

Институт имеет право на выполнение комплексных исследований функциональных свойств следующей продукции на соответствие следующим требованиям информационной безопасности:

  1. Требования по защищённости от НДВ;
  2. На отсутствие не декларированных возможностей (НДВ);
  3. На соответствие документации (ТУ) и стандартам предприятия;
  4. На соответствие криптографическим и инженерно-криптографическим требованиям.

Телекоммуникационные услуги

Институт оказывает высококвалифицированные услуги в области разработки и создания защищенных телекоммуникационных систем.

Услуги в сфере экономики

Институт занимается исследованиями проблем развития оборонно-промышленного комплекса, разработкой и сопровождением инвестиционных проектов, экспертными исследованиями в области ценообразования продукции военного назначения.

Услуги в сфере IT

ЦНИИ ЭИСУ - поддерживает стратегию импортозамещения и работает в направлении повышения качества и конкурентоспособности отечественных программных продуктов. Компания разрабатывает собственные технологические платформы для быстрого создания готовых решений без привлечения сторонних специалистов.

Услуги в сфере безопасности

Институт занимается лицензированной Федеральной Службой Безопасности (ФСБ России) и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) деятельностью по предоставлению профессиональных высококвалифицированных услуг в области информационной безопасности и государственной тайны.

Контакты

Контакты

Центральный офис
г. Москва, ул. Малая Бронная, д. 2/7, стр. 1 Тел.: (495) 539-22-49   Факс: (495) 539-22-50 cniieisu@cniieisu.ru
Юридический адрес для корреспонденции
123104, г. Москва, ул. Малая Бронная, д. 2/7, стр. 1

Уроки двойного назначения

ЦНИИ ЭИСУ стал одним из институтов ОПК и на протяжении многих лет оставался головной организацией по разработке основ реформирования и развития ОПК

В. В. Пименов. «Государственная оборонно-промышленная политика России (1992–2012 годы)». Монография в двух томах. М., издательская группа «Граница», 2014.

Обеспечение национальной безопасности и обороноспособности России после распада Советского Союза являлось первостепенным вопросом государственной политики. Смена политического курса и экономического базиса при переходе от плановой централизованной и административной системы к рыночным условиям вызвала необходимость обновления всей системы военного строительства.

Как отмечает автор, с конца 80-х – начала 90-х годов в оборонных отраслях промышленности разрабатывались два варианта такого перехода, основанных на концепции разгосударствления и приватизации. Авторами одного варианта – радикального – были представители НИИ экономики авиационной промышленности. Инициаторами второго – умеренного – выступили представители ЦНИИ экономики и управления Министерства оборонной промышленности (нынешнего АО «ЦНИИ ЭИСУ»), к которым относился и автор данной монографии. Основное различие указанных вариантов состояло в том, что первым отстаивались либеральные методы управления в ОПК с ускоренной приватизацией предприятий и передачей государственных функций вновь формируемым на базе бывших оборонных министерств корпорациям. Сторонники второго предлагали постепенное вхождение оборонного комплекса в рыночные отношения – по мере создания законодательной и нормативной базы, регламентирующей основные методы и способы государственной поддержки оборонных отраслей, сохранения их научно-технического и производственно-технологического потенциала. Ни один из вариантов советское правительство так и не успело рассмотреть в полной мере, и в 1992 год российский ОПК вошел, не имея четкой концепции.

Волей обстоятельств ЦНИИ ЭИСУ стал одним из институтов ОПК и на протяжении многих лет оставался головной организацией по разработке основ реформирования и развития ОПК и ряда федеральных целевых программ. Итогом комплексных исследований, проводимых в институте под научным руководством автора и при его непосредственном участии, становилась новая государственная оборонно-промышленная политика. Она не ограничивалась только мерами по реформированию внешнего структурного облика ОПК и его внутренней перестройкой. Автором сформулирован целый комплекс методологических ключевых базисных положений, определивших основное содержание и целевую направленность оборонно-промышленной политики. Назовем часть из них: ОПК – единая целостная система, подход к его реформированию и развитию должен быть соответствующим; двойственность ОПК как объекта оборонно-промышленной политики; место и роль ОПК в экономике; управление ОПК, включая региональную составляющую – основные базисные компоненты; информационное обеспечение – системообразующий элемент.

Одним из базисных положений политики является приоритет развития оборонно-промышленного потенциала. Автор подчеркивает, что сложившаяся практика оценки ОПК по темпам экономического роста скрывала истинную картину «роста без развития». Длительный период именно такого положения в ОПК в течение 2001–2010 годов стал возможен за счет начавшегося существенного увеличения объемов государственного оборонного заказа, в то время как темпы обновления основных производственных фондов оставались на уровне двух-трех процентов в год, что предопределяло инновационное отставание и медленное оснащение Вооруженных Сил современными ВВТ.

Эта проблема получила решение лишь в 2011 году с принятием Государственной программы вооружения – ГПВ-2020, в которой три триллиона рублей выделены целевым образом на техническое перевооружение производственно-технологической базы ОПК. Хотя теоретические и методологические наработки в сфере оборонно-промышленной политики получили реальное практическое воплощение в системообразующих интегрированных структурах и образовании компактного «ядра оборонно-промышленного потенциала» в виде сводного реестра ОПК.

Еще в 2001-м на созданной к тому моменту научно-методологической базе были впервые приняты «Основы политики РФ в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». По опыту вооруженного конфликта августа 2008 года (в ходе которого проявилась слабая оснащенность войск в системе связи) и вследствие мирового финансового кризиса перед ОПК были поставлены стратегические задачи по дальнейшему укреплению научно-технического потенциала. Начался новый этап с упором на глубокую технологическую модернизацию его производственной базы, способствующую решению программных задач ГПВ-2020. Появились реальные предпосылки для инновационного прорыва и смены парадигмы развития ОПК в ближайшей перспективе. Вместе с тем опыт столь глубокого реформирования позволяет извлечь ряд уроков.

Урок первый. Локальные решения множества проблем, сопровождающих такую сложную производственно-технологическую и организационно-экономическую систему без учета присущей ей двойственности и без целостного понимания роли и места ОПК в экономике страны и в системе военного строительства, не обеспечивают должной безопасности. Так было с конверсией, которую проводили в ОПК в 90-е годы без оглядки на сохранение оборонно-промышленного потенциала, в результате чего оказалось утрачено свыше трехсот высоких технологий, в том числе двойного назначения.

Урок второй. Длительная структурная перестройка ОПК с созданием интегрированных структур-монополистов приводит к росту цен на продукцию военного назначения. Эта проблема сохранялась на протяжении 20 лет, пока формирование и исполнение гособоронзаказа не было вписано в систему стратегического планирования, позволяющего гибко подходить к формированию цен в зависимости от типа контракта.

Урок третий. Одним из узких мест в практике использования создаваемых в ОПК технологий двойного назначения является их трансфер в другие отрасли. Слабость переноса технологий из военного сектора в гражданский (об обратном трансфере в России речь пока не идет) приводит к тому, что ОПК становится производственной площадкой, на которой создается около 70 процентов всей наукоемкой продукции.

Здесь остается целый ряд проблем, без решения которых невозможно повысить эффективность инновационной деятельности в стране. Необходимо создание механизма, стимулирующего рождение перспективных идей и новейших разработок на уровне последних технологических укладов в интересах обороны и безопасности. Гражданские отрасли должны быть мотивированы на использование высоких технологий двойного назначения для производства конкурентоспособной продукции, востребованной на внутреннем и мировом рынках. В крупных интегрированных структурах ОПК требуется сформировать рыночную инновационную инфраструктуру в виде малых предприятий, венчурных компаний, способных при значительных рисках в кратчайшие сроки использовать результаты интеллектуальной деятельности и обеспечить их коммерциализацию.

Этому должен способствовать созданный в 2012 году Фонд перспективных исследований. Он призван заняться поиском инноваций, в первую очередь в сфере военных технологий, в интересах создания перспективных видов ВВТ. В то же время не следует исключать возможности использования этих технологий в мирных целях с доведением их до внедрения и создания готового конкурентоспособного продукта. Автор подчеркивает, что расширить это взаимное влияние оборонных и гражданских технологий – одна из важнейших предпосылок решения задачи импортозамещения.

Эта проблема (урок четвертый) обострилась в санкционный период. Однако для ОПК она не является новой. Такие программы, как показывает автор, начали разрабатываться с начала 90-х. Однако импортозамещение, даже если иметь в виду только ПВН, не исчерпывается потенциалом самого ОПК.

Сергей Викулов, президент Академии проблем военной экономики и финансов

Опубликовано в выпуске № 22 (588) за 17 июня 2015 года

 
Права на данный материал принадлежат Военно-промышленный курьер
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
Статья ВПК