В рамках обновления имиджа АО «ЦНИИ ЭИСУ» в тестовом режиме работает новый сайт компании. Попробовать!
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ИНФОРМАТИКИ И СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ»

12.03.2015



Татьяна Шевцова
Источник: Ольга Балашова / Красная Звезда

В интервью средствам массовой информации, входящим в медиахолдинг «Красная звезда», заместитель министра обороны России Татьяна Шевцова рассказала о том, как в складывающихся экономических условиях удалось отстоять бюджет военного ведомства, на что в приоритетном порядке пойдут выделенные государством деньги, а также какие усилия предпринимает руководство Министерства обороны РФ для обеспечения контроля за расходованием этих средств.

Как известно, ситуация в российской и глобальной экономике диктует необходимость корректировки использования финансовых ресурсов государства. Не так давно было объявлено о частичном секвестировании бюджетных расходов. Однако затраты на оборону остались почти нетронутыми: как подчеркнула заместитель министра обороны РФ, в отношении средств, заложенных на нужды оборонной сферы, сокращений практически не предусмотрено.

- Был очень аргументированный диалог с коллегами, в ходе которого во внимание, в частности, было принято то обстоятельство, что инструменты, предусмотренные оборонным бюджетом, выступают в качестве стимула для развития отечественной промышленности, - рассказала Татьяна Викторовна. - Судите сами: сегодня основную долю бюджета Минобороны России, а точнее, 62 процента, составляют расходы по Государственной программе вооружения. Это не просто затраты на оснащение армии и флота, это инвестиции в наш ОПК. Военное ведомство выступает здесь гарантированным заказчиком, давая предприятиям возможность модернизировать производство, создавать рабочие места, нанимать квалифицированный персонал. Кроме того, это и устойчивый канал пополнения местных бюджетов, формируемых из налогов.

Всего, по данным Минобороны России, военное ведомство получит из федерального бюджета по статье «Национальная оборона» в 2015 году 3,3 трлн рублей. Как считает заместитель министра обороны РФ Татьяна Шевцова, решение не сокращать расходы по этой статье является не просто верным, а способным обеспечить стабильность экономического положения страны и в перспективе стать катализатором экономического роста. «Оборонными заказами уже охвачен значительный пласт экономики страны, - подчеркнула Татьяна Викторовна. - Сегодня в ОПК России работают более 4 тысяч компаний и предприятий, а совокупный вклад всей оборонно-промышленной отрасли по состоянию на 2013 год оценивался на уровне 14-15 процентов ВВП.

На предприятиях ОПК трудятся более двух миллионов человек: вместе с членами семей это свыше 5 миллионов, то есть практически 3,5 процента населения страны. Сохранение финансирования оборонной отрасли для них - гарантия стабильной высокооплачиваемой работы, а в будущем и достойной пенсии».

Кроме того, по словам заместителя министра обороны России, инвестирование в ОПК стимулирует развитие целого ряда иных отраслей экономики.

- При разбивке расходов Минобороны России по отраслям мы видим, что гособоронзаказ затрагивает почти все сферы народного хозяйства: от ракетно-космической и авиационной промышленности до здравоохранения и образования. Увеличение производства «разгоняет» спрос на металлы, электроэнергию, услуги транспорта и прочее. В итоге первоначальный импульс увеличения расходов на ГПВ поэтапно распространяется по всей экономике, образуя дополнительные доходы населения (в виде оплаты труда), государства (в виде налогов) и бизнеса (в виде прибыли).

Татьяна Шевцова также обратила внимание, что модернизация Вооружённых Сил, по сути, является их выводом из тяжелейшего состояния, в которое они попали из-за хронического недофинансирования в предыдущие годы и отсутствия новых поставок вооружения и военной техники. «Недостатки в хранении и обслуживании ВВТ, доставшихся ещё от Советской Армии, привели к тому, что значительная часть утратила боевую ценность и не подлежала даже капитальному ремонту, - отметила заместитель министра обороны РФ. - В первую очередь это касается наиболее дорогостоящей техники - военно-морской и авиационной. Если бы в 1990-е годы этому ВВТ был обеспечен надлежащий уход и хранение или хотя бы качественная консервация, то сегодня, может быть, имело смысл рассматривать вопрос о глубокой модернизации и возвращении в строй. Однако в реальности мы вынуждены делать ставку на закупку, и прежде всего новых образцов. Из-за свёрнутого до минимума финансирования Вооружённых Сил в 1990-е годы на нас, нынешнее поколение россиян, было переложено бремя восстановления и модернизации нынешних армии и флота. Снизить расходы на госпрограмму вооружений сегодня значит вновь переложить это бремя, только теперь уже на следующее поколение, на наших детей».

Однако, как отметила Татьяна Шевцова, определённая оптимизация текущих военных расходов всё же пройдёт.

- Мы расставили приоритеты и по ряду затрат, таких как строительство, провели небольшой секвестр, - отметила заместитель главы военного ведомства. - Но это не скажется на качестве содержания и обеспечении текущей деятельности Вооружённых Сил. Дело в том, что в рамках повышения эффективности расходов мы в этом году приступили к реализации программы «Эффективная армия». Она объединила отдельные проекты и представляет собой комплекс управленческих решений и мероприятий, реализация которых обеспечит, с одной стороны, внедрение новых инновационных подходов и технологий, с другой - существенный экономический эффект за счёт последующего снижения бюджетных затрат. Речь идёт об оптимизации мест размещения войск, унификации проектных решений, повышении энергоэффективности (наша газификация), применении новых технологий (наши тентомобильные укрытия), совершенствовании логистических схем. В итоге мы сможем получить дополнительные ресурсы, которые направим на финансирование приоритетных направлений развития.

В качестве примера Татьяна Викторовна привела оснащение объектов Минобороны России приборами учёта потребления коммунальных ресурсов (счётчиками) в количестве 106,6 тысячи единиц. На объектах военного ведомства уже установлено 58,6 тысячи электросчётчиков, 35,3 тысячи приборов по учёту потребления воды и 12,7 тысячи - тепла. Ожидаемая экономия от применения такого оборудования составит 2,7 млрд рублей.

- В 2015 год мы вошли с чётко спланированным бюджетом, - подчеркнула Татьяна Шевцова. - Мы понимаем, какие средства нам необходимы на строительство, обустройство, материально-техническое снабжение. Все эти задачи будут реализовываться. При этом хочу ещё раз подчеркнуть, блок расходов, связанных с реализацией Государственной программы вооружения, является для современной Российской армии приоритетным и секвестированию не подлежит. На заседании Коллегии Минобороны России, состоявшемся 30 января, министром обороны РФ генералом армии Сергеем Шойгу была поставлена задача реализовать ГПВ в полном объёме и к 2020 году достичь установленных параметров по современным образцам ВВТ на уровне 70–100 процентов.

При этом, как особо отметила Татьяна Шевцова, столь весомые бюджетные вливания в интересах Вооружённых Сил страны требуют от Минобороны России жёсткого контроля за целевым освоением этих средств. Таковы требования и главы государства. В Послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Президент России Владимир Путин назвал нецелевое использование бюджетных ассигнований «прямым ударом по национальной безопасности». В связи с этим Минобороны России совместно с Росфинмониторингом, Банком России и другими заинтересованными ведомствами поручено разработать и внедрить систему жёсткого, действенного контроля за использованием средств по всей цепочке поставщиков.

- Подразумевается, что будет создан алгоритм, позволяющий «окрасить» каждый военный, казённый рубль, выделенный на реализацию гособоронзаказа, и обеспечить прозрачность движения денежных потоков, - подчеркнула заместитель министра обороны России. - Что имеется в виду? По контракту в рамках ГОЗ мы выделяем средства исполнителям. При поступлении на предприятия эти средства, что называется, смешиваются с коммерческими. Как дальше используются деньги, нам в ряде случаев проследить сложно. При этом анализ показывает, что ассигнования далеко не всегда идут на цели, предусмотренные контрактами. Полученные деньги нередко выдаются в качестве кредитов, на них закупаются ценные бумаги, решаются другие задачи, далёкие от исполнения заказа Минобороны России.

Для оценки рисков таких сомнительных операций и создаётся межведомственная система контроля за исполнением ГОЗ. «Средства, выделяемые по линии военного ведомства, будут «окрашиваться» с помощью уникального кода контракта и введения системы спецсчетов, - рассказала Татьяна Шевцова. - По этим реквизитам можно будет проследить за всей цепочкой поставщиков и не допустить ухода финансовых ресурсов на цели, не предусмотренные контрактами. Реализации этой задачи поможет и система уполномоченных банков, где будут открываться счёта для учёта расчётов по каждому контракту в рамках ГОЗ. Это будут крупные банки с госучастием, которые гарантированно направят средства по предназначению».

Кроме того, как подчеркнула Татьяна Шевцова, будут созданы условия для информационного обмена между государственным заказчиком, исполнителями, уполномоченными банками, а также появится возможность для межведомственного обмена информацией, связанной с исполнением ГОЗ. План мероприятий по созданию системы контроля за реализацией гособоронзаказа утверждён Президентом России, уточнила Татьяна Викторовна. В рамках этого плана будут законодательно установлены требования, порядок сбора и раскрытия информации о схеме кооперации головных исполнителей ГОЗ, а система работы с информацией, связанной с исполнением ГОЗ, будет учитывать формирование актуальных баз данных как по исполнителям, так и по контрактам и расчётам. Поэтому предполагается также расширить полномочия Росфинмониторинга, отметила Татьяна Шевцова, уточнив, что предложенная система межведомственного контроля за исполнением ГОЗ не предполагает создания сети контролирующих органов, документальных проверок или других традиционных инструментов. «Часть такой информации уже собирается различными госорганами, но на сегодняшний день она разобщена, - сказала заместитель министра обороны РФ. - Устранение ограничений для обмена информацией даст возможность каждому участнику системы контроля оперативно получать нужные данные из соответствующих баз».

Как отметила Татьяна Викторовна, возможности межведомственной системы контроля за исполнением ГОЗ предполагают выявление рисков хищений и нецелевого использования денежных средств путём наложения соответствующих профилей риска на информацию о платежах, представленную уполномоченным банком. Можно будет приостановить платёж, если появятся сомнения в его соответствии условиям контракта, либо отказать в проведении платежа в случаях, предусмотренных правилами ведения спецсчетов в уполномоченном банке.

- При условии реализации всех предложенных планом мер и согласованной работы всех участников системы внедрение системы межведомственного контроля за исполнением ГОЗ предлагается осуществить со второго квартала текущего года, - подчеркнула заместитель министра обороны России.

Безусловно, важной задачей Минобороны РФ наряду с оснащением Вооружённых Сил современными ВВТ и обеспечением повседневной деятельности войск остаётся и реализация законодательно установленных социальных гарантий, в числе которых основное место занимает выплата денежного довольствия, заработной платы и пенсий. Татьяна Шевцова обратила внимание и на сохранение достигнутого уровня данных выплат, а также обеспечение их роста даже в условиях финансовых ограничений.

- Если помните, начиная реформу денежного довольствия в 2012 году, мы стартовали с уровня в 60 тысяч рублей, - отметила Татьяна Викторовна. - В последующем, несмотря на отсутствие решений об индексации, мы находили возможности для повышения размера выплат за счёт материального стимулирования, экономии, а также проведения взвешенной организационно-штатной политики. В итоге в 2014 году среднемесячное денежное довольствие военнослужащих составило 68 тысяч рублей, что на сегодня выше среднего уровня оплаты труда в ведущих отраслях экономики. Также не могу не отметить, что нами достигнута договорённость с Минфином по индексации в этом году пенсий военным пенсионерам.

Дмитрий Семёнов

 

Права на данный материал принадлежат Красная звезда.
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.

Россия, 123104, г. Москва

ул. Малая Бронная, 2/7, стр. 1

 

E-mail: cniieisu@cniieisu.ru

Телефон: 8 (495) 539-22-49

Факс: 8 (495) 539-22-50

 

Техническая поддержка АО "ЦНИИ ЭИСУ"

Телефоны: 8 (800) 550-45-06, 8 (495) 539-22-47

Факс: 8 (495) 539-22-38

E-mail: sto@cniieisu.ru

 
АО "ЦНИИ ЭИСУ" © 2017