АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ИНФОРМАТИКИ И СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ»



РОССИЙСКИЙ ОПК: 20-ЛЕТНИЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

В.В.ПИМЕНОВ

«Государственная оборонно-промышленная политика России (1992-2012 годы): этапы становления и развития, механизмы и инструменты реализации. Теория, методология, практика»

Предисловие – заместителя Председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации к.э.н. О.И.Бочкарева.
Монография. В 2-х тт. – М.: Издательская группа «Граница», 2014.
 

Это одно из немногих отечественных системных исследований, раскрывающих сложный путь перевода военно-промышленного комплекса бывшего Советского Союза на рельсы вновь образуемой российской государственности.

Обеспечение национальной безопасности и обороноспособности страны после распада Советского Союза являлось первостепенным вопросом государственной политики. Смена политического курса и экономического базиса при переходе от плановой централизованной и административной системы к рыночным условиям вызвала необходимость обновления всей государственной системы военного строительства, предусматривающей скоординированные действия в области военной реформы, реформирования ОПК и военно-технической политики в целом. Такой путь реформ оказался не простым и весь ход событий был реализован далеко не сразу.

Как отмечает автор, с конца 80-х - начала 90-х годов в оборонных отраслях промышленности разрабатывались два варианта такого перехода, основанных на концепции разгосударствления и приватизации: авторами одного варианта – радикального, были представители НИИ Экономики авиационной промышленности. Инициаторами второго варианта – умеренного, являлись представители ЦНИИ Экономики и управления Министерства оборонной промышленности (нынешнего ЦНИИ ЭИСУ), к которым относился и автор данной монографии. Основное различие указанных вариантов состояло в том, что авторы первого варианта отстаивали ускоренную приватизацию оборонных предприятий и либеральные методы управления в ОПК с передачей государственных функций вновь формируемым на базе бывших оборонных министерств корпорациям. Сторонники умеренного варианта реформирования ОПК стояли на пути постепенного вхождения оборонного комплекса в рыночные отношения, по мере создания законодательной и нормативной правовой базы, регламентирующей основные методы и способы государственной поддержки оборонных отраслей промышленности и сохранения их научно-технического и производственно-технологического потенциала. Ни один из вариантов концепции в полной мере советское правительство рассмотреть так и не успело, и в 1992 год российский ОПК вошел, не имея четко выверенной концепции сохранения и реформирования оборонно-промышленного потенциала.

Стечением обстоятельств ЦНИИ ЭИСУ стал одним из Институтов ОПК, который на протяжении многих лет оставался головной и ведущей организацией по разработке концептуальных положений реформирования и развития ОПК и целого ряда федеральных целевых программ по их реализации. И на его долю ложилась задача системного обобщения теории, методологии и практической деятельности оборонных организаций по разработке комплекса мер и программных мероприятий по выживанию ОПК в кризисный период 90-х годов, а также по реформированию, реструктуризации и развитию ОПК в последующие периоды. Итогом таких комплексных и системных исследований, проводимых в Институте под научным руководством автора и при его непосредственном участии, и становилась государственная оборонно-промышленная политика новой России.

Решение столь ответственной и сложной проблемы как государственная политика явилось результатом деятельности ведущих научно-исследовательских организаций и руководящих органов оборонных отраслей промышленности. И эта политика не ограничивалась только мерами по реформированию внешнего структурного облика оборонно-промышленного комплекса и его внутренней перестройкой. По мнению одного из рецензентов монографии – бывшего директора Департамента развития ОПК Министерства промышленности и науки России Ю.Н.Коптева, в книге представлена «выверенная оборонно-промышленная политика, основанная на глубинных процессах реформирования и развития ОПК, каркас которой составляют три аспекта. Государственно-политический аспект (военно-техническая политика), определяющий целеполагание в развитии ОПК во взаимосвязи с системой военного строительства и реализацией военно-технической политики, направленной на техническое оснащение военной организации государства по обеспечению требуемого уровня его военной безопасности. Организационно-структурный аспект (структурная политика), определяющий облик ОПК, оптимальный по своей структуре и составу, и ориентированный на создание всех типов и видов вооружений и военной техники по родам и видам Вооруженных сил РФ. Организационно-экономический аспект (экономическая политика), определяющий экономическую политику в области реформирования и развития ОПК, его эффективного управления и обеспечения его устойчивого функционирования и экономического роста».

Автором сформулирован целый комплекс методологических ключевых базисных положений, определивших основное содержание и целевую направленность оборонно-промышленной политики. Среди базисных положений – такие, как: ОПК – единая целостная система и системный подход к его реформированию и развитию; двойственность ОПК как объекта оборонно-промышленной политики; место и роль ОПК в экономике России; система управления ОПК, а также ее региональная составляющая – основные базисные компоненты политики; информационное обеспечение – системообразующий элемент политики и др. Одним из таких базисных положений политики является приоритет развития оборонно-промышленного потенциала. Автор подчеркивает, что сложившаяся практика оценки развития ОПК по темпам экономического роста скрывала истинную картину «роста без развития». Длительный период такого «роста» ОПК в течение 2001-2010 гг. обеспечивался главным образом за счет начавшегося в эти годы существенного увеличения объемов государственного оборонного заказа, в то время как темпы обновления основных производственных фондов оставались на уровне 2-3% в год, что сказывалось на низких темпах инновационного развития промышленного потенциала и медленной оснащенности Вооруженных сил современными средствами вооружений и военной техники. Важным направлением целостной оборонно-промышленной политики является достаточно широко представленный в книге комплекс инструментов и механизмов по ее реализации и достижению поставленных целей, задач и стратегических показателей развития ОПК.

В монографии подчеркивается большая значимость работ, проводимых в институте в период 1990-х - 2000-х годов, по созданию, наполнению и актуализации единой информационно-аналитической базы статистической и бухгалтерской отчетности о результатах научно-производственной и финансово-экономической деятельности предприятий и организаций ОПК при выполнении ими государственных оборонных заказов и федеральных целевых программ. Именно наличие и поддержание такой базы в актуальном состоянии позволяло разрабатывать обоснованные предложения по реформированию ОПК и формировать программные мероприятия по его дальнейшему развитию.

Теоретические и методологические наработки в сфере оборонно-промышленной политики получали реальное практическое воплощение по реформированию и развитию ОПК в форме создания системообразующих интегрированных структур и образования компактного «ядра оборонно-промышленного потенциала» в виде сводного реестра ОПК.

В 2001 году на созданной к этому времени научно-методологической базе была принята первая в России оборонно-промышленная политика, утвержденная Президентом В. Путиным: «Основы политики РФ в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». В ходе реализации этой политики по решению поставленных задач и глубоких преобразований в структуре ОПК за истекшее десятилетие, был сделан следующий шаг в его развитии. В результате вызовов и угроз кавказского конфликта августа 2008 г. (в ходе которого проявилась слабая оснащенность войск в системе связи) и мирового финансового кризиса (2008-2010гг.) перед ОПК были поставлены стратегические задачи по дальнейшему укреплению его научно-технического потенциала. Это был новый этап, этап инновационного развития ОПК и вектор на глубокую технологическую модернизацию его производственной базы, непосредственно направленной на решение программных задач ГПВ-2020. Президентом Д. Медведевым в 2010 году утверждены «Основы политики РФ в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».

С принятием в 2011г. государственной программы вооружений – ГПВ-2020, в которой были выделены средства целевым образом на техническое перевооружение производственно-технологической базы ОПК на период до 2020 года и начался активный этап технической оснащенности ВС РФ современными средствами вооружений и военной техники.

Такое положение создало реальные предпосылки к стратегии инновационного прорыва в оборонно-промышленной политике и перехода на новую парадигму развития ОПК в ближайшей перспективе. В заключении книги автор оставляет вопрос, на который, по его мнению, ему не удалось найти однозначного ответа.

Вопрос этот – каким представляется оборонно-промышленный комплекс в ближайшем и отдаленном будущем? На первую часть этого вопроса о ближайшей перспективе дан ответ в монографии, где достаточно полно раскрыт переход ОПК из сложившейся сферы тактических решений, обеспечивающих лишь процессы производства, основанные на использовании имеющегося потенциала, к сфере стратегических решений, направленных на скачкообразное наращивание потенциала и на переход к расширенному воспроизводству, призванному обеспечить возрастающие объемы ГПВ-2020. Таковым видится решение одной части этого вопроса в ближайшей перспективе и касается оно лишь военной компоненты ОПК.

Ответ на вторую часть вопроса связан с тем, должен ли ОПК продолжать выпускать практически всю наукоемкую продукцию в стране (по некоторым прогнозам – до 70% всей наукоемкой продукции) и, таким образом, играть ту же роль в экономике России, которую он играл в советские времена. В монографии на этот вопрос дается однозначный отрицательный ответ. И ответ этот состоит в создании в высокотехнологических отраслях стратегии «подрывных» инноваций и активном расширении трансфера технологий двойного назначения, которые и должен реализовывать оборонно-промышленный комплекс. И эта роль ОПК – не столько «локомотива», который тащит всю экономику, сколько «генератора», питающего экономику страны энергией высоких технологий для ее инновационного развития. В этом отношении важное значение в развитии экономики может сыграть мультипликативный эффект, который открывает до 2020 года период вливания значительных финансовых ресурсов в реализацию государственной программы вооружений и в техническое перевооружение ОПК.

В отдаленной перспективе роль и облик российского ОПК должны быть иными. ОПК, помимо того, что он является основным и единственным поставщиком военной продукции, следует в первую очередь рассматривать как основного разработчика и поставщика высоких технологий двойного назначения (ТДН), что делает его технологической базой для гражданских производств по выпуску материалов, компонентов, элементной базы микроэлектроники, приборов, деталей, узлов машин и т.п. Сборочные производства ОПК изготовители собственно ВВСТ (систем вооружений) могут носить узкоспециализированный характер и, по сути, представлять собой ядро оборонно-промышленного потенциала, состоящего из ограниченного числа оборонных предприятий (системообразующих интегрированных структур - ИС), ориентированных, главным образом, на задачи реализации Государственной программы вооружений. Схематично такое ядро оборонно-промышленного потенциала представляется в виде правильной пирамиды, вписанной в усеченную пирамиду, изображающую национальную промышленно-технологическую базу. На вершине пирамиды находятся ключевые корпорации, создающие системы вооружений; в середине – компании (основные звенья военно-гражданской интеграции), разрабатывающие и поставляющие компоненты и узлы первого и второго уровня кооперации; в основании пирамиды – отрасли экономики, разработчики, производители и поставщики оборудования, деталей, материалов, сырья и т.п., которые могут использоваться оборонными предприятиями в военном производстве».

Таким образом, на отдаленное будущее – ОПК, с его научно-техническим и интеллектуальным потенциалом, должен стать платформой для построения в стране национальной технологической базы, создающей новые материалы, технологии, компоненты. Крупные оборонно-ориентированные корпорации должны стать вершиной пирамиды, создающие системы вооружений. Целевым направлением оборонно-промышленной политики России в среднесрочной перспективе должно оставаться обеспечение устойчивого и динамичного развития оборонно-промышленного комплекса, накопление инновационного потенциала для последующего, теперь уже опережающего стратегического прорыва и создания в стране высокотехнологичной промышленной базы, способной вывести экономику страны на инновационный путь развития.

Книга предназначена в научно-методологическом и практическом плане для научных работников и специалистов оборонно-промышленного и военно-научного комплексов, она будет также полезна в качестве учебного пособия для студентов ВУЗов и слушателей высших военных учебных заведений.

По вопросам приобретения книги звонить по тел. 8 (495) 539-22-49

 

 

 

Россия, 123104, г. Москва

ул. Малая Бронная, 2/7, стр. 1

 

E-mail: cniieisu@cniieisu.ru

Телефон: 8 (495) 539-22-49

Факс: 8 (495) 539-22-50

 

Техническая поддержка АО "ЦНИИ ЭИСУ"

Телефоны: 8 (800) 550-45-06, 8 (495) 539-22-47

Факс: 8 (495) 539-22-38

E-mail: sto@cniieisu.ru

 
АО "ЦНИИ ЭИСУ" © 2017