Проблемы развития ОПК на современном этапе

Публикуем статью директора департамента экономических проблем развития ОПК АО «ЦНИИ ЭИСУ» Чеботарева С.С. о проблемах развития ОПК в современных условиях в аспекте Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года

Проблемы развития ОПК на современном этапе

IMG 5713 1Одной из важнейших целей государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности, определенных в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г., является поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса на уровне, необходимом для решения задач военно-экономического обеспечения обороны страны.

Развитие ОПК в период до 2020 г. будет определяться прежде всего следующими факторами:

1) уровнем государственной поддержки ОПК, как ключевой отрасли обеспечивающей обороноспособность страны;

2) предпринимаемыми усилиями по преодолению как введенных санкций со стороны ЕС и США, так и последствий финансового кризиса в отраслях-потребителях продукции ОПК (в первую очередь естественных монополий);

3) необходимостью переориентации предприятий-потребителей импортного сырья, материалов и комплектующих (например, электронная компонентная база, продукция украинского ВПК) на использование аналогичных изделий отечественного производства;

4) успешностью реализации политики по повышению финансовой и технологической независимости ОПК, как со стороны государства, так и самих предприятий и организаций.

Развитие ОПК сдерживается нерешенными до настоящего времени следующими проблемами:

– опережающий рост цен на энергоносители, сырье, материалы, полуфабрикаты и покупные изделия при сдерживании роста цен на собственную продукцию в целях сохранения позиций на внутреннем и внешнем рынках;

– непрогнозируемый рост доллара США и евро, в которых происходят расчеты за поставки импортного сырья, материалов и комплектующих.

– отсутствие учета в действующей системе ценообразования особенностей производства продукции, поставляемой по ГОЗ;

– сохраняющейся зависимости производства ряда важнейших видов ВВСТ от поставок комплектующих по импорту;

– неритмичное финансирование НИОКР, выполняемых в рамках ГОЗ;

– мелкосерийность производства и низкая загрузка мощностей;

– малая доступность кредитных средств и высокие проценты по кредитам и займам;

– высокий физический износ активной части основных фондов большинства промышленных предприятий ОПК.

В этих условиях анализ, систематизация и пересмотр отдельных аспектов действующей государственной политики в сфере ценообразования на продукцию оборонного назначения представляются крайне актуальными.

Актуальной является также необходимость внесения изменений в ФЗ от 29.12.2012 №275-ФЗ , так как отдельные положения ФЗ создают проблемы в работе предприятий ОПК, и в частности предприятий промышленности обычных вооружений.

Так по результатам мониторинга, проведенного институтом, выявилось много нареканий со стороны исполнителей гособоронзаказа от отрасли обычных вооружений к действующему ФЗ-275 «О государственном оборонном заказе».

При наличии большой номенклатуры производимых комплектующих, которые используются сразу в нескольких головных изделиях по разным госконтрактам, при новом механизме оплаты со спецсчета в банке только за изделия по конкретному заказу возникают трудности по оплате материалов и комплектующих из-за малых норм применения в конкретном изделии и больших партий отгрузки поставщиком. Как правило, головные предприятия отрасли обычных вооружений отмечают неготовность большинства предприятий-поставщиков сырья и материалов к выпуску продукции малыми сериями из-за отсутствия соответствующего оборудования, что влечет за собой увеличение затрат потребителя.

Это приводит к замораживанию оборотных средств и увеличению складских запасов. При этом Законом предлагается предоставить право головному исполнителю (исполнителям) формировать некоторые запасы продукции для исполнения ГОЗ и возмещать обоснованные расходы на формирование запаса с согласия госзаказчика. Но непонятен механизм, как, кто и когда будет возмещать эти расходы.

По существующему законодательству в себестоимость продукции по ГОЗ включается величина процентной ставки по кредитам в размере не более ставки рефинансирования ЦБ РФ плюс 1,5 процента. В действительности промышленным предприятиям приходится брать кредиты в коммерческих банках с куда более высокой процентной ставкой. Эта разница, оплачивается предприятием отрасли за счет прибыли.

Требуется изменение заданного правила «20+1», позволяющего зарабатывать прибыль 20% на собственном производстве и лишь 1% при кооперации. То есть налицо стимулирование создания полноцикловых производств, что исключает все преимущества производств, широко использующих аутсорсинг.

Отдельная проблема – открытие счетов на каждый государственный контракт и контракт соисполнения в уполномоченном банке. Количество счетов у одного исполнителя может составить несколько сотен.

При этом у предприятий возникли проблемы, связанные с существенным увеличением бухгалтерской работы и, как следствие, повышением стоимости производства. Так, статистика договорной работы в отрасли обычных вооружений показывает, что количество договоров значительно увеличилось. Например, в АО НПО «Электромашина» с предприятием «Барнаултрансмаш»: в 2015г. - 1 договор, 2016г. - 21 договор, при этом общий объем заказа вырос только на 30%.

Требование закона предполагает огромный документооборот, что влечет увеличение штата административно-управленческого персонала (финансовый, планово-экономический отделы, бухгалтерия). Все это увеличивает накладные расходы и соответственно рост цен продукции по ГОЗ.

Предлагается открывать на предприятии в рамках ГОЗ единый спецсчет и дать возможность предприятию заключать между предприятиями кооперации договор на несколько заданий ГОЗ. Не распространять действие 275-Ф3 на предприятия кооперации с объёмом поставок комплектующих до 5 млн. руб. в год. Необходимо принять в рамках исполнения ГОЗ единую типовую форму договора для всех уровней кооперации, что позволит значительно упростить и главное сократить по времени процедуру заключения договоров между предприятиями

В законе есть прямой запрет на покупку иностранной валюты или перевода денег за рубеж со спецсчета. Однако, покупка импортной комплектации, например, в Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Прибалтике пока является необходимостью.

Организации промышленности обычных вооружений постоянно проводят работы по снижению импортозависимости создаваемых образцов ВВСТ. Однако для ряда изделий полностью отказаться от применения импортной элементной базы без ухудшения тактико-технических характеристик изделий не представляется возможным. При этом отмечаются длительные сроки согласования применения импортной элементной базы. Существующие документы устарели и требуют переработки.

Необходимо упростить согласование применения импортной элементной базы, переработать разрешительные документы, возложив большую ответственность за применение импортных ИЭТ на предприятия – разработчиков и генеральных конструкторов.

Отдельный пласт проблем в развитии ОПК связан с необходимостью научно-методического и информационно-аналитического обеспечения разработки и внедрения промышленных технологий для обеспечения производства важнейших образцов ВВСТ.

В настоящее время в Минпромторге России до сих пор отсутствуют утвержденные методики и экономико-математические модели для оценки эффективности новых промышленных технологий, прогнозирования и оценки стоимости работ по разработке промышленных технологий (критических и базовых), предусматриваемых для включения в гособоронзаказ, оценке научно-технологического, производственного и кадрового потенциала организаций-потенциальных исполнителей заданий ГОЗ.

Достижение указанной цели должно осуществляться на основе:

разработки и согласования в установленном порядке Методики оценки эффективности промышленных технологий в интересах обеспечения производства важнейших образцов ВВСТ, включая перечень критериев оценки эффективности использования выделяемых средств с учетом развития интеграционных и инновационных процессов в ОПК и разработку на этой основе соответствующих показателей;

разработки экономико-математических моделей для оценки стоимости работ по разработке промышленных технологий, предусматриваемых для включения в ГОЗ;

разработки методики и проведении оценки научно-технологического, производственного и кадрового потенциала организаций-потенциальных исполнителей заданий ГОЗ по разработке промышленных технологий.

Подлежащий разработке комплекс методик и экономико-математических моделей должен быть направлен на:

обоснование необходимости разработки и внедрения новых промышленных технологий в интересах обеспечения производства важнейших образцов ВВСТ (комплектующих систем, элементов и материалов для образцов ВВСТ) и включения соответствующих заданий в гособоронзаказ;

наращивание потенциала и обеспечение создания благоприятных институциональных, экономических, организационных и других условий для повышения эффективности внедрения промышленных базовых и критических технологий за счет:

стимулирования инноваций,

оптимизации производственных мощностей,

внедрения рыночных механизмов реализации программных мероприятий,

совершенствования системы ценообразования,

повышения уровня рентабельности производств,

сокращения затрат и снижения стоимости образцов ВВСТ.

С.С.Чеботарев

Доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, директор департамента экономических проблем развития ОПК АО «ЦНИИ ЭИСУ»